Кафедра
математического моделирования систем и процессов

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Образование - это то, что остается, когда забываешь все, что изучал в школе. (Альберт Эйнштейн)

В современном быстроменяющемся мире узкоспециальные знания, полученные сегодня, уже завтра могут устареть и стать невостребованными. Социологи сходятся во мнении, что многие профессии, ориентированные на нетворческую, однообразную «механическую» деятельность, скоро исчезнут – людей заменят роботы и искусственные интеллектуальные системы. Поэтому для успешной жизни надо развивать способности к творческой интеллектуальной деятельности, которую еще очень долго (а может – и никогда) не смогут осуществлять компьютерные системы, и к постоянному повышению своей квалификации – овладению новой информацией и навыками.

«Базой» для непрерывного самоусовершенствования, саморазвития является фундаментальное образование, которое позволит всегда легко осваивать новые знания и умения. Законы физики и язык математики не устаревают, они – ключ к познанию мира. Важнейшим навыком является умение строить математические модели реальных физических объектов, поскольку оно позволяет компетентно осуществлять решение задач в любых областях и при любой деятельности в дальнейшей жизни (поскольку практически любую проблему можно сформулировать как задачу математического моделирования).

В основе научно-образовательного процесса на профиле «Математическое моделирование» (ММ) лежит идея подготовки специалистов, умеющих создавать математические модели на стыке наук, имеющих фундаментальное математическое и естественнонаучное образование, глубокую специальную подготовку, свободно владеющих информационными технологиями и способных самостоятельно ставить и решать широкий круг задач в различных областях, используя системный подход.

Перечисленное выше определяет отличительные признаки качественного современного высшего образования. Очевидно, что для его обеспечения необходимым является активное участие преподавателей в научно-исследовательской работе (НИР), широкое использование  результатов НИР при разработке новых и регулярной модернизации существующих учебных курсов и программ, подготовке учебных пособий. Только преподаватель, активно занимающийся НИР (постоянно решающий актуальные научные задачи), может привить студенту компетенции по системному мышлению и творческому подходу к решению новых для него задач.

В состав кафедры ММСП входят 4 доктора наук и 15 кандидатов наук.

Эффективность НИР подтверждаетсякак статистическими показателями, например, лидирующей позицией кафедры по результативности НИР среди кафедр ПНИПУлидирующими позициями сотрудников кафедры по индивидуальной результативности НИР среди сотрудников ПНИПУ.

Результаты НИР высоко оцениваются научным сообществом – признанной является научная школа многоуровневого моделирования для описания процессов неупругого деформирования поликристаллических металлов и сплавовсозданная на кафедре её основателем Заслуженным деятелем науки РФ, доктором физ.-мат.наук, профессором П.В. Трусовым. Значительная часть результатов НИР школы последних лет изложена в объемной монографии [Трусов П.В., Швейкин А.И. Многоуровневые модели моно- и поликристаллических материалов: теория, алгоритмы, примеры применения. – Новосибирск:Изд-во СО РАН, 2019. – 605 с.], сотрудники кафедры ежегодно публикуют результаты НИР в значительном числе статей в ведущих отечественных и зарубежных реферируемых журналах, представляют научные доклады на Международных и Всероссийских конференциях. Результаты НИР внедряются в производство на предприятиях.

 НИР проводится в интеграции с академической наукой как Пермской школы механиков (в первую очередь – Институтом механики сплошных сред УрО РАН), так и с коллегами из Томска (Институт физики прочности и материаловедения СО РАН), Санкт-Петербурга (Институт проблем машиноведения РАН) и других научных центров РФ, зарубежных научных центров (наиболее тесные контакты с коллегами из университета Эйндховена, Нидерланды, Eindhoven University of Technology, Department of Mechanical Engineering, Mechanics of Materials Group).

Отличительная черта профиля «Математическое моделирование» – обязательная научно-исследовательская работа студентов (НИРС), в рамках которой под руководством преподавателей кафедры или других активно работающих пермских ученых студенты учатся ставить и решать сложные задачи, привлекаются к выполнению НИР кафедры с оплатой труда. Результаты НИР студентов регулярно обсуждаются на студенческо–преподавательских семинарах – ребята докладывают результаты своих исследований, анализируют презентации коллег. Лучшие работы студентов представляют на ежегодно организуемой кафедрой Всероссийской конференции «Математическое моделирование в естественных науках» и других научных конференциях в России и за рубежом. Кафедра постоянно занимает лидирующие позиции по НИРС в ПНИПУ, а студенты, активно занимающиеся НИРС, регулярно получают грамоты, дипломы и медали на конференциях различных уровней,  получают именные стипендии и гранты. В рамках педагогической практики магистранты приобретают навыки проведения аудиторных занятий, часть магистрантов становится преподавателями (Лицея №1) уже во время учебы.

НИР позволяет студенту интенсивнее развивать способности к самостоятельной деятельности и применению комплексного подхода  для решения возникающих проблем, а опыт регулярных выступлений позволяет выпускникам свободно себя чувствовать перед любой аудиторией.

Назад